В июне 2001 г. в г. Благовещенске проходил Всероссийский фестиваль телерадиопрограмм духовной тематики «Слово плоть бысть», посвященной чудотворной иконе Албазинской Божьей матери. В рамках фестиваля в Амурском областном краеведческом музее открылась персональная выставка Амурского художника — оконописца, члена СХ России члена ТСХ и международной федерации художников — А. Е. Тихомирова. На выставке было представлено 21 произведение художника, написанные в 2001 г. Впервые автор вынес свои работы на суд зрителей (журналистов, приехавших со всей России и амурчан). Выставка имела огромный успех. По просьбе посетителей руководство музея продлило экспонирование выставки с 10 дней до 3-х месяцев. На церемонии открытия выставок епископ Благовещенский и Тындинсхшй Гавриил отметил особую ценность, оконописных духовных работ и сказал, что «оконопись» А. Тихомирова относится к местнопочитаемым иконам амурской земли, о чем свидетельствует и чудо обновление оконописных икон «Троица» и «Знамение Божьей матери», произошедшее весной этого года в селе Игнатьево в строящемся храме Александра Невского.
Сотни тысяч людей отворяло и затворяло окно ставнями. Миллионы проходили мимо. Взгляд сотен художников и иконописцев падал на ставни, но, вдруг 11 лет назад, попав в руки художника монументалиста А. Тихомирова, эти ставни обрели новую жизнь. Многие художники решают для себя вопросы новой формы, фактуры, ищут композиции в потеках плесени, разводах морозных узоров на окнах, в распилах агатов. Что привлекает их? Нерукотворность. Это нерукотворность заложена и в струящейся фактуре дерева. Кажется нет ничего прекраснее этих разводов от годовых колец, которые в продольном распилу ствола дерева создают нерукотворную, неповторяющуюся структуру. И художник ищет сюжеты, лики, заложенные Создателем, прятанные им до поры, чтобы ненавязчиво выявить их из сердца древесины.
В технологии иконописи есть понятие поволоки, левкаса, графьи (абрис), санкирь, вохрение, пробела…
Поволока и левкас оконописцем Тихомировым не применяются. Он отказался от них, чтобы не исчезла первооснова дерева. Зато санкирь, вохрение, а зачастую и пробела, старое вековое древо ставень являет нам в, своей нерукотворности. И кажется, что художник почти не касается кистью доски, а если и касается, то столь осторожно, чтобы не навредить, не испортить, не упустить созданное Богом.
На рубеже 2-ого и З-его тысячелетия амурский художник нашел органический язык прославления Творца в им созданном дереве, и сумел поразительным образом сплести, связать новаторство формы с многовековыми традициями наших русских иконописцев. Именно это и привлекает к его работам людей. Не броские по форме, тихие, с трагическими трещинами, сучками, они (работы) являют нам трудность, тернистость пути праведного, пути следования за Богом. Эта находка амурского художника — выражение Русской души, Русской сути. В одном из интервью художник сказал, что его работы «заборно-избянные», как и вся наша Русская деревня, место, где живет Душа Русского народа. В этом контексте с уверенностью можно говорить если не о создании новой школы, то о ярко выраженном носителе концепции духовной живописи, аналогом и прототипом которой является иконопись. И концепция эта — нерукотворность. Вот через века плывет так хорошо знакомая нам сцена «Рождества Христова». Струится волнами структура дерева, маленький сучок в правом верхнем углу филенки вспыхнул Вефлиемской звездой. Лучи упали на младенца Христа, Богоматерь, осветили место Рождения Спасителя. И, кажется, художник почти не прикасается кистью к доске.
Вот луч солнца проник в доску «Кикской богоматери» — святыню Кипрской Православной церкви и напоил теплом сцену Умиления Божьей Матери. «Спас нерукотворный» нерукотворным образом не без помощи художника явил нам свой скорбный лик— лик Спасителя. Русские святые в работах «Борис и Глеб», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сергий Радонежский», «Княгиня Ольга» взирают на нас, продолжателей их великих дел и идей величия и славы Российской.
Любимые сюжеты автора «Спас Нерукотворный», «Умиление», «Мудрая дева», неоднократно повторяемые, они каждый раз по-новому, под разным углом открываются сами и открывают душу дерева, матери-природы, Создателя.
Работы А.Е. Тихомирова продолжают удивлять и восхищать всех, кто посмотрел его произведения.
Источник: Рецензия, 2001 г.