Амурская общественная организация Союза художников России, издательство «Наш Изограф», коллеги и друзья поздравляют Александра Евгеньевича Тихомирова с 10-летием авторского направления в живописи — ОКОНОПИСИ, родившейся на берегах батюшки Амура в городе с дивным названием Благовещенск. Заслуженным успехом и признанием увенчались творческие и житейские муки талантливого художника, поменявшего прелести столичного града на дикие таежные просторы Даурии, открытые лишь духовно крепким людям с обостренным чувством свободы и созидания.
Филенки Старинных ставен из корейской сосны и даурской лиственницы, сработанные русскими мастерами древоделами в форме усеченной пирамиды, стали для Александра Тихомирова тем окном в мир Божественной силы, через которое изливается на него чистота, красота и многоликость Богоматери, Спасителя, Святых и Архангелов. Простота композиции, приглушенность тонов, нежный абрис и при этом удивительная способность растворяться в пространстве и пропускать свет небесный в сердце ищущих светлую стезю добродетели. В момент созерцания человек становится вершиной пирамиды, по четырем ребрам которой стекают Свет — Мысль — Разум — Знание, позволяя душе с восторгом и ликованием на мгновение окунуться в океан вселенной.
В юбилейный год Оконописи мы присоединяемся к словам Епископа Благовещенского и Тындинского Гавриила: «Пусть Ваш труд для еще большего числа людей станет путеводителем по сложному, живому и гармоничному миру Православия, помогая каждому найти свою дорогу к нашему Господу и Спасителю».
Потрескавшиеся, частью покрытые Шиной паутинной сеткой отслоившейся голубой краски, а то и вовсе серые, обветренные доски… Доски, казалось бы, нажившие свою роль, но которые судьба неожиданно вынесла на новый виток существования. Внимательный взгляд художника усмотрел в разметавшихся трещинках тревожащий душу лик, очертания фигур, выполненные плотной стекающей линией, которая постепенно прерывается и сходит на нет, лишь только подразумевают образ, не обозначивая его точно. Фигуры и лики, возникшие на грубой поверхности дерева, несут на себе печать духовности и аскетизма. Сама природа материала, используемого художником, вступает в противоречие с классическими приемами живописания. В самом деле, Александр Тихомиров не часто применяет традиционную систему наложения красочных слоев, принятую в иконописи. когда поверх оливково-коричневой подосновы кладутся крупные высветления с тонкой подрумянкой и последующим нанесением легких белильных оживок или, как их еще называют, «движков» . Кажется, здесь только что и есть, так это оживки. По основному, естественному тону доски положены быстрые, точные, энергичные блики, иногда классически белильные, иногда охряные. Светоносность и бесплотность склоненных фигур и задумчивых ликов оттеняется четким оконтуриванием. выполненном в темно-коричневом цвете, а неровная покоробившаяся серая поверхность деревянной основы наполняет изображение, которое подчас лишь угадывается, своим тихим спокойным светом. Использование Александром Тихомировым контурного письма может показаться на первый взгляд слишком простым и наивным подходом к воплощению духовного образа. Но замечательную мысль высказывает А. Н. Овчинников в своей статье, посвященной исследованию живописных особенностей русской иконы Х-XIII вв. Он отмечает, что « …умная и свободная техника живописи выдает произведение искусства той эпохи, когда созерцание еще сохраняло радость открытия. Эти художественные открытия в силу их мистического назначения сейчас же приобретали форму осознанного знака, по печать заученности еще не коснулаcь живописи иконы. Так называемая «грубость» и свобода письма только подчеркивает глубину и трепетность чувств, выдают ту поспешность, с которой пишутся истинные откровения, не нуждающиеся в технической выделке. И чем дольше вглядываешься в эти лики, тем очевиднее полная захваченность мастера внутренней стихией образов. его безотчетная, безоговорочная отдача. Однако, такая свобода письма к ХIII веку уходит из иконописи окончательно…» Так не являются ли работы Александра Тихомирова свидетельством возвращения к первоосновам, началам духовного самосознания?
Что для нас, людей, большинство которых выросло в среде атеистической, значит образ -исторический памятник культуры? Реликвия, хранимая и передаваемая из рода в род, из века в век? Ясновидящие глаза на потемневшей от времени иконе, оклад которой тускло сияет отраженным светом лампады? Отчего, не задумываясь, призываем мы Бога то в спасители, то в свидетели, то в защитники? И движимые верой быть услышанными. тщетно Ждем связующих знаков, обратной связи, пытаясь сквозь слепящие глаза слезы удержать вдруг возникшие и тихо уходящие черты того, к кому обращаем свои помыслы… Но проступившие на морщинистом дереве лики, контуры которых как будто истаивают в глубине отжившей деревянной основы, являются только предстоящим‚ ждущим, взывающим… Для многих из нас, чья вера часто была лишь данью уважения к своим корням. очень важен возврат к истокам. Мы только сейчас посте пестепенно начинаем постигать необходимость соблюдения простых жизненных правил и простодушно стремимся восстановить старые традиции и праздники. И в наших силах вернуть себе то, что было отброшено в яростной ломке времен.
Персональные выставки оконописных икон Александра Тихомирова прошли долгий путь от Благовещенска через Хабаровск и Владивосток до Москвы. В прошлом году художник удостоился чести представить свои произведения на выставке «Храни веру православную» к юбилею Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II в музее Храма Христа Спасителя. Благая весть путешествует по зарубежным странам, восхищая ценителей искусства в Австрии, Китае, США и Японии. В мае этого года оконописные иконы покорили сердца глубоко верующих киприотов и получили высокую оценку главы кипрской православной церкви архиепископа Хрисостомоса. «Рождество Христово» экспонируется в Иерусалиме на Международной выставке. посвященной 2000-летию Христианства. В сентябре оконописные иконы Александра Тихомирова увидят участники и гости Летней Олимпиады в Австралии.
БЛАГАЯ ВЕСТЬ
Благая весть не дождалась
Посланцев мироздания.
Звездой в ночи она зажглась
Как символ покаяния.
Из шелка хоженных дорог
Скроила платье бальное.
У месяца взяла рожок
На туфельки хрустальные.
Пророка новою нашла
В кадровом одеянии.
С собой в дорогу позвала,
Сняла обет молчания.
Благая весть пришла сама
С Востока — края Дальнего.
Заголосили купола
Песнь бога величальную.
Ликует Северный Борей
Из глубины предания
Над окнами семи морей,
Открытых состраданию.
Молитва у степных костров
Как песня колыбельная.
Зовет в дорогу всех волхвов
Мать Бога — Семистрельная.
Источник: Газета "Наш Изограф", №9(77) сентябрь 2000 г.